Рекламный рынок Ивано-Франковска проходит «предпродажную подготовку»

Рекламный рынок Ивано-Франковска проходит «предпродажную подготовку»
Наружку в Ивано-Франковске опять будоражит — рекламисты говорят о готовящемся переделе рынка и даже называют имена будущих монополистов, которые якобы уже активно пользуются плодами родства с чиновниками. Но охота на ведьм — лишь начало жесткой борьбы за место в этом галицком городе, который становится все более интересным для крупных сетевых компаний.

Не ценой, так количеством
У рекламистов вновь обострилась мания преследования. На этот раз они заподозрили подготовку к переделу рынка в Ивано-Франковске. В пользу данной версии агентства приводят несколько доказательств. Например, слишком активно, по их мнению, развиваются фирмы, будто бы приближенные к чиновникам. «Сетевым компаниям в последнее время разрешений на новые конструкции не дают, в то время как некоторые местные, наоборот, ставят щиты. По слухам, готовится выдача им большого количества разрешений, что уже похоже на попытку монополизации рынка. Мы направили запрос в прокуратуру, в котором просим проверить данную информацию, а также чистоту связи предпринимателей с чиновниками. Ответа пока не получили», — рассказывает глава координационного совета Всеукраинской ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. Намеки относительно дружбы бизнеса с властью, проходящие красной нитью в обвинительных речах наружников, не случайны. Директор ивано-франковской компании «АТАР», которой и приписывается роль основного монополиста, Олег Гаркут приходится младшим братом главному архитектору города Игорю Гаркуту.

Как полагают эксперты, именно этот факт позволил «АТАРу» стать крупнейшим оператором в городе. По данным компании UMM, из 750 плоскостей как минимум 340 принадлежат этой фирме. Но количественные показатели — далеко не главное, что возмущает конкурентов. Генеральный директор группы компаний BigBoard Аскольд Шестунов обращает внимание на слишком низкие цены, за которые готовы размещать клиентов местные фирмы. «Их билборд в центре стоит $150, а то и $125 в месяц, тогда как только арендная плата городу за землю под таким щитом составляет 480–490 грн. То есть речь идет об откровенном демпинге, который, с нашей точки зрения, возможен только в одном случае — если не платить в бюджет. Кстати, недавно эти подозрения подтвердились. В официальном вестнике горсовета газете «Західний кур’єр» были опубликованы данные о рекламных поступлениях в местную казну с января по май 2007 года. Они составили 483 тыс. грн. Но учитывая количество конструкций в областном центре и действующие тарифы, эта сумма должна была быть почти втрое больше. Очевидно, что город недополучает значительные средства», — предполагает г-н Шестунов.

Олег Гаркут, наоборот, утверждает, что его предприятие является одним из крупнейших плательщиков в бюджет, обеспечивая областному центру не менее 40% всех рекламных поступлений. Он признает, что компания действительно лидирует в наружке, однако свои успехи объясняет длительной историей (работает с 1995 г.) и правильно выбранной стратегией. «Мы не содержим большого аппарата сотрудников и не завышаем цены, что позволяет нам привлекать много местных рекламодателей — владельцев ресторанов, небольших предприятий и пр.», — поясняет г-н Гаркут, добавляя, что стоимость размещения на щитах «АТАРа» составляет $160 за плоскость. «Мы зарабатываем при этом $70, что дает возможность компании развиваться», — говорит он, называя расценки сетевых операторов, продающих конструкции по $220 в месяц, явно завышенными. «Как следствие плоскости у них попросту простаивают», — подчеркивает Олег Гаркут.

Он сообщил, что «АТАР» действительно готовится к осени поставить 30 новых призматронов (конструкции с тремя плоскостями), хотя считает, что этот факт не позволит конкурентам говорить о монополизации рынка, так как разрешения были получены на общих основаниях.

Болезни роста
Накал страстей вокруг Ивано-Франковска не случаен. Эксперты отмечают резкий всплеск интереса к размещению здесь со стороны заказчиков — от региональных до крупных национальных корпораций. «До 2005 года Ивано-Франковск в отличие от того же Закарпатья не пользовался особым расположением рекламодателей. Однако в последнее время город начал быстро развиваться, и сюда пришли новые клиенты — банки, страховые компании, продавцы автомобилей и др.», — говорит Артем Биденко.

Рост армии потенциальных заказчиков не остался незамеченным операторами. На сегодняшний день Ивано-Франковск является одним из немногих областных центров, где представлены, по сути, все крупнейшие сетевые наружники — BigBoard, «Октагон», «РТМ-Украина», «Довіра», Star и пр. По данным UMM, уже сейчас он входит в список лидеров по количеству носителей. К примеру, на 750 франковских плоскостей приходится порядка 400 тернопольских, 414 житомирских, 450 черновицких и 500 ривненских. При этом наружники не собираются останавливаться на достигнутом, но в последнее время расширять сети им все сложнее, поскольку местные власти пристально контролируют данную отрасль. Не так давно чиновники предприняли попытку запретить в городе алкогольную и табачную рекламу, отбить которую стоило агентствам немалых усилий.

Теперь, похоже, наступил не менее ответственный момент. Причем поиск монополиста в этом деле — лишь вершина айсберга. Не так давно исполком Ивано-Франковского горсовета принял решение о создании профильного органа, который курировал бы вопросы внешней рекламы (сегодня этот рынок контролирует управление архитектуры). Чтобы обрести законный статус, документ должны утвердить депутаты. Но, как сообщают близкие к чиновникам люди, сейчас противники реформирования отрасли прилагают немало усилия, чтобы данный вопрос даже не попал в сессионную повестку дня. «Непонятно, какое преимущество получит областной центр от создания некоего коммунального предприятия, которое будет собирать с рекламистов деньги и по своему усмотрению пользоваться ими, по меньшей мере, в течение шести месяцев (в бюджет идут перечисления по итогам года)», — недоумевает Олег Гаркут. В то же время его коллеги полагают, что создание рекламного рабочего органа позволит урегулировать местную наружку и как минимум установить общие для всех операторов правила игры. Понятно, что если такая структура все же будет образована, местную наружку ожидают глобальные изменения. С одной стороны, многие агентства наверняка предпримут попытку «подружиться» с ее руководством и выхлопотать себе лучшие места, с другой — чиновники могут последовать примеру коллег из других городов и начнут либо жестко контролировать компании, либо конкурировать с ними. Ведь примеров, когда рекламные КП со временем превращались в полноценного оператора этого рынка, предостаточно. Стоит вспомнить хотя бы Запорожье, где чиновникам удалось сконцентрировать в своих руках чуть ли не треть местной наружки.

Источник: www.dsnews.com.ua


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі