Население и бизнес не дложны компенсировать широкие льготы госорганов из уплаты судебного сбора

Население и бизнес не дложны компенсировать широкие льготы госорганов из уплаты судебного сбора
Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» выступает за отклонение законопроекта, который перекладывает на граждан и субъектов хозяйствования обязанность компенсировать широкие льготы по уплате судебного сбора, предоставленные государственным органам.

Речь идет о проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно уплаты судебного сбора)» (№ 0973 от 12.12.2012), который предлагает за счет увеличения ставок судебного сбора и расширения круга его плательщиков, повысить уровень финансирования текущих расходов судов общей юрисдикции. Это, по мнению УКБС, ограничивает доступ к правосудию, ставя право лица на обращение в суд в прямую зависимость от ее материального положения. А также предоставляет государственным органам процессуальные преимущества перед другими участниками судебного процесса, которые обязаны платить судебный сбор.

«Размер судебного сбора определяется в процентах от минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января календарного года. При этом, на 01.01.2012 размер минимальной заработной платы составлял 1073 грн., А на 01.01.2013 - 1147 грн. (+7%), Соответственно, расти и ставка судебного сбора, - отмечает Генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. - Увеличение расходов ограничивать возможности юридических и физических лиц относительно защиты своих нарушенных прав».

УКБС отмечает, что новации законопроекта противоречат Конституции Украины, которая не допускает сужения объема существующих прав и свобод, гарантирует равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, а также определяет, что государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. Для этого в государственном бюджете отдельно определяются расходы на содержание судов.
Это подтверждается и правовой позицией Конституционного суда Украины (решение № 7-рп/2010 от 11.03.2010 по делу о финансовом обеспечении деятельности судов), который отметил, что финансирование всех судов в Украине должно обеспечиваться государством исключительно за счет средств Государственного бюджета. Особый порядок финансирования судов и деятельности судей является одной из конституционных гарантий их независимости.
УКБС отмечает, что в 2013 году увеличены расходы госбюджета на финансирование судебной власти. Так, согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» расходы только Государственной судебной администрации Украины выросли на 17% - до 3474 208,3 тыс. грн. (Против 2970 914,5 тыс. грн. В 2012 г.).

Поэтому предложение законопроекта о компенсации затрат, связанных с осуществлением правосудия, за счет лиц, является необоснованным и таким, что противоречит Конституции Украины. Вопрос увеличения финансирования судов целесообразно решать не путем увеличения ставок судебного сбора, а за счет отмены неоправданно широких льгот по его уплате, предоставленных, в частности, государственным органам.

По заключению Главного научно-экспертного управления ВРУ, от уплаты судебного сбора без надлежащего обоснования уволены не только государственные органы, которые "обратились ... с заявлениями в суд относительно защиты прав и интересов других лиц", а органы исполнительной власти и органы местного самоуправления , которые обратились в суд по вопросам, касающимся их полномочий в целом, а не только по вопросам, которые касаются непосредственно защиты прав и законных интересов других лиц.

К таким органам относятся: Антимонопольный комитет, его территориальные отделения; Минюст; Минфин, местные финансовые органы, налоговая и таможенная службы; Государственная казначейская служба; Госфининспекция и их территориальные органы; органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; Пенсионный фонд и его органы , фонды социального страхования; Государственная служба финмониторинга и Национальный банк (который, по заключению экспертов, фактически является субъектом хозяйствования, имеющим соответствующие доходы, а объективно может платить соответствующий судебный сбор).


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі