В Луганске грядёт реформа ЖКХ: жители многоэтажек станут материально участвовать в их содержании

В Луганске грядёт реформа ЖКХ: жители многоэтажек станут материально участвовать в их содержании
21 февраля 2013 года в мэрии Луганска начальник управление ЖКХ Луганского городского совета Игорь Гурский провёл брифинг «О новых подходах в управлении жилым фондом». Представителям СМИ были разъяснены перемены в деятельности жилищно-коммунального хозяйства города, которые наступят после реализации программы «Мой дом», план которой был принят на 32-й сессии горсовета 29 января 2013 года.

Из выступления представителя мэрии присутствующие могли узнать о ряде важных моментов грядущей реформы: например, о том, что будет проведена инвентаризация всего жилого фонда, на основе которой для каждого конкретного дома будет установлены собственные тарифы на услуги ЖКХ. Оплата этих услуг от жильцов будет поступать на отдельный для каждого дома лицевой счёт, и уже с этого счёта деньги будут направляться поставляющими тепло, газ, свет и воду предприятиям. Кроме того, с этого же счёта будут финансироваться все необходимые работы по
содержанию дома в надлежащем порядке, а также проведение текущего и капитального ремонтов. Контролировать расход средств и качество предоставляемых услуг будут сами жильцы.

На брифинге был представлен руководитель Управляющей компании, которой предстоит стать посредником со стороны мэрии между жителями многоквартирных домов и поставляющими компаниями — нынешний директор ГКП «Центрожилком» Сергей Шатохин.

Как было сказано Игорем Гурским, результатом реализации подобной системы будет «достижение прозрачности установленных тарифов на услуги по содержанию домов, обеспечение надлежащего эксплуатационного уровня в жилых домах».

Естественно, в обмен на «прозрачность тарифов» луганские городские власти тоже рассчитывают получить свой профит. Об этом вполне доходчиво разъяснено, например, в документе под названием «Про внесение на рассмотрение Луганского городского совета вопроса об утверждении Программы содействия организации и развитию объединений совладельцев многоквартирных домов на территории города Луганска на 2013-2014 годы», поданном на подпись Сергею Кравченко 13 февраля 2013 года:

Приватизация жилого фонда привела к появлению собственников жилья с потребительским отношением к своему жилью… Собственниками жилья в большинстве стали лица, которые не готовы нести бремя содержания жилья, что является обязательным атрибутом какой-либо собственности. Бесплатно получив жильё, они находятся в ожидании финансовой помощи со стороны государства или городской власти на его содержание, в том числе проведение капитального ремонта дома.

Кстати, в этом же документе при проведении SWOT-анализа среди ожидаемых результатов реализации Программы на самом первом месте указано «освобождение городских властей в дальнейшем от функции управления жильём и финансирования мероприятий по его ремонту и эксплуатации».

Следует отметить, что к осуществлению идеи кардинальной реформы ЖКХ мэрия Луганска готовилась не один год. Например, Ресурсный центр для объединений совладельцев многоквартирных домов «Хозяйствуем вместе!» (директор: Наталья Бойко), на который возлагается важная роль в реализации программы «Мой дом», был создан ещё 22 февраля 2011 года. Уже тогда, на церемонии его открытия, начальник управления ЖКХ Луганского горсовета Светлана Сукач произнесла знаковую фразу: «Получается вот такой казус, что квартиры полностью в частной собственности, а дом – коммунальный, хотя логично нет никаких оснований его таковым считать».

С другой стороны, ГКП «Центрожилком» уже не один год стремится заключить на себе финансовые потоки между потребителями и поставщиками услуг ЖКХ. Кстати, изменения в Устав предприятия, позволяющие «Центрожилкому» стать вышеупомянутой Управляющей компанией, были внесены ещё 11 декабря 2012 года, задолго до официального утверждения программы «Мой дом».

Если посмотреть на проблему реформирования ЖКХ шире, то можно отметить очевидное: тенденция медленного, но неуклонного привлечения жильцов к содержанию коммунальной собственности инициируется на государственном уровне.

В далёком советском прошлом страна брала на себя обязанность полностью обеспечить жилищный быт своих граждан, вплоть до поклейки обоев и замены унитазов в квартирах, не говоря уже о текущем и капитальном ремонте зданий и благоустройстве придомовой территории. К слову сказать, ещё совсем недавно всё это входило в «Примерный перечень услуг по содержанию домов» (приказ Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004).

А вот в «Типовом договоре о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений» (постановление КМУ от 20.05.2009 в редакции от 1.06.2011) капитальный ремонт дома, например, уже не предусмотрен. Кроме того, при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги (постановление КМУ от 1.06.2011 в редакции от 6.02.2013) в духе рыночных отношений учитываются абсолютно все накладные расходы, возникающие при предоставлении данных услуг: кроме стоимости материалов и оплаты труда работников туда входят также, например, расходы на канцелярские товары, почтовые услуги; оплата служебных командировок; расходы на подготовку и переподготовку персонала и т.д.

Вполне закономерно, что при этом свои интересы стараются соблюсти буквально все участники тарификации. ЖЭКи преувеличивают объёмы дератизации и дезинсекции, тепловики завышают цифры планового отпуска теплоэнергии… В результате коммунальные расходы стремительно растут при видимой неизменности (если не ухудшения) качества предоставляемых коммунальных услуг.

В данных условиях внедрение программ, подобных луганскому «Моему дому», выглядит благом или, как минимум, меньшим злом. Во всяком случае, польза упомянутой «прозрачности тарифов» безусловна — жильцы при желании хотя бы смогут подсчитать каждую копеечку из тех возросших расходов, которые им предстоят (не будем забывать, что теперь им придётся оплачивать и содержание лифтов, и ремонты дома, и благоустройство территории — пусть даже на условиях софинансирования с городскими властями).

Очевидно, что планы луганской реформы ЖКХ содержат множество подводных камней, на перечисление которых потребовалась бы отдельная и более пространная статья. Отметим только самый главный камень преткновения.

Дело в том, что коренным моментом «Моего дома» является повсеместная организация ОСМД: именно с ними, как с юридическими лицами, будет работать Управляющая компания. Соответственно, для реализации этой схемы необходимо, чтобы ОСМД было создано буквально в каждом многоквартирном доме. А на 1 января 2013 года из 2137 многоэтажек Луганска ОСМД имеются только в 137 (6,41%).

При этом Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» не предусмотрено процедуры обязательной организации ОСМД: необходимо, чтобы «за» него проголосовало не менее 2/3 квартировладельцев дома. И произойдёт ли это в каждом доме, как запланировано в мэрии — ещё не факт.

Конечно, этот момент предусмотрен в «Моём доме». В упоминавшейся выше «Программе содействия организации и развитию ОСМД на территории города Луганска» большие надежды возлагаются на Ресурсный центр «Хозяйствуем вместе!» — например, предполагается потратить 20 тысяч гривен на проведение семинаров и тренингов для будущих управляющих и бухгалтеров объединений. Также в качестве приманки запланировано расходовать 24 миллиона гривен бюджетных средств на «проведение работ по капитальному ремонту домов, в которых созданы ОСМД и улучшени
е условий проживания жителей этих домов» — всего по 159 объектам (правда, при этом ещё 6 миллионов гривен должны будут доплатить эти самые ОСМД).

Справка о компании:
SV-Мастер - строительная и торговая компания, имеющая сеть строительных баз в городах Луганской области. Главный офис расположен в Лисичанске (Луганская обл.)


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі