Согласно данным исследовательской компании RMBC, в прошлом году украинские аптеки продали лекарственных препаратов на сумму $2,064 млрд или на 32% больше, чем годом ранее. Показатель потребления лекарств на душу населения через розницу составил $47,6 (в 2006 году – $33,79, а в 2005 – $26,4), средняя розничная цена на лекарства – $1,77 ($1,19).
Как сообщил аналитик исследовательской компании SMD Анатолий Уткин, производители меняют ассортимент выпускаемой продукции. Так, крупнейший украинский фармпроизводитель «Дарница», до сих пор выпускающий в основном дешевые препараты, заявил, что планирует до 2009 года наладить выпуск противоастматических препаратов, а к 2010 году – биотехнологических препаратов. Финансирования этих проектов компании обошлось в $100 млн, которые были привлечены продажей 20% собственных акций.
В то же время, компания «Фармак» приобрела права на производство человеческого рекомбинантного инсулина в картриджах по лицензии ведущего производителя инсулиновых препаратов в мире Eli Lilly. Для этого компания переоборудует производственные линии, инвестировав, по словам экспертов $20-25 млн.
«Активно по пути обновления пошел «Артериум» (второй по объемам производства украинский фармпроизводитель). Компания ушла в разработку и вкладывает деньги в бренд-генерики», – отмечает Анатолий Уткин.
Модернизировать производство компании обязывает госпрограмма развития отрасли. Согласно ей они будут обязаны производить лекарства только на линиях, получивших международную сертификацию Good Manufacturing Practice (GMP). Напомним, что сейчас производство лекарств в Украине осуществляется на 140 предприятиях. Но из них, по данным Госслужбы лекарственных средств и изделий медназначения Минздрава, требованиям GMP на 11 февраля этого года соответствовали 23 производственных участка и 12 производителей, выпускающих 300 наименований лекарственных средств (ЛС).
Срок перехода на GMP государством будет продлен, надеются участники рынка, но в любом случае, более двух третей компаний не найдут средств на сертификацию и будут вынуждены уйти с рынка. Рост конкуренции требует от производителей больших инвестиций, чтобы удержаться на рынке. Один из способов получить средства на развитие – продажа стратегическому инвестору. В прошлом году крупнейший болгарский фармпроизводитель Sopharma приобрела 75% акций уманского завода «Витамины» приблизительно за $10 млн.
Некоторые иностранные компании начали создавать в Украине предприятия по фасовке лекарств. Сдерживающим фактором для скупки активов остается технический и моральный износ оборудования, а также устаревший ассортимент выпускаемых на украинских предприятиях ЛС, отмечает руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
И инвестировать в строительство новых заводов в большинстве случаев экономически целесообразнее, чем реконструировать старые. Но импортеры не спешат, и строить в Украине новые заводы, причиной тому является небольшая емкость рынка ($2,064 млрд).