10 июля 2013 Окружной административный суд города Киева вынес Постановление по делу № 826/9356/13-а об объединении в одно производство исков банковских учреждений о признании недействительным приказа Министерства юстиции Украины «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции Украины по вопросам реализации арестованного имущества» № 1758/5 от 29.11.2012.
Банковские учреждения считают указанный приказ Минюста не соответствующим Закону Украины «Об исполнительном производстве» после внесения в него изменений 02.10.2012 Закон Украины № 5405-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения хозяйственных обязательств» (далее — Закон № 5405). Согласно этому Закону, который вступил в силу 04.11.2012, расходы, связанные с организацией и проведением публичных торгов, аукционов или реализации имущества должника на комиссионных условиях, не должны превышать пяти процентов стоимости реализации имущества. Ограничение общей суммы затрат в процессе принудительной реализации имущества должников является чрезвычайно актуальным и необходимым, поскольку при его продаже кредиторы и должники теряют от 35 до 50% стоимости имущества (в частности, 10% исполнительного сбора и 15% комиссии специализированной торгующей организации, которая занималась организацией и проведением публичных торгов). При этом, если исполнительный сбор поступает в Государственный бюджет Украины, то комиссионное вознаграждение перераспределяется в пользу частных структур, которыми являются специализированные торгующие организации (в 2012 году в Украине действовали лишь 4 такие структуры, в 2013 Минюст аккредитовал только 3 организации).
Однако, в процессе реализации норм Закона № 5405 Министерство юстиции Украины разграничило понятие «затрат» и «комиссионного вознаграждения» и внесло изменения в свои подзаконные акты таким образом, что на сегодняшний день сохраняется комиссия специализированных торгующих организаций в размере 15% от стоимости реализации арестованного имущества (оспариваемым приказом Минюста № 1758/5).
По мнению банков, при внесении изменений в подзаконные нормативные акты Минюст неправильно применил нормы Закона № 5405 о внесении изменений в статьи 62 и 66 Закона Украины «Об исполнительном производстве», что полностью нивелировало положительный эффект принятого закона.
Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) отмечает, что Закон № 5405 был инициирован Кабинетом Министров Украины во исполнение Поручения Президента Украины № 1-1/1137 от 03.05.2012. НАБУ глубоко убеждена, что Глава государства, как инициатор изменений, Кабинет Министров Украины, как субъект законодательной инициативы, и Парламент, как законодательный орган, имели целью ограничить все без исключения непроизводительные затраты в процессе принудительной реализации имущества, включая уменьшение с 15 до 5% размера вознаграждения специализированных торгующих организаций.
НАБУ обращается ко всем банковских учреждений Украины с просьбой вступить в судебный процесс по обжалованию приказа Минюста № 1758/5 на стороне банков-истцов, поскольку ограничение расходов при реализации арестованного имущества 5% (включая вознаграждение специализированных торгующих организаций) уменьшит непроизводительные потери банков и должников (что даст положительный социальный эффект), будет способствовать снижению уровня проблемной задолженности в банковском секторе (одно из обязательств Украины перед МВФ) и обеспечит банкам дополнительный ресурс для кредитования экономики государства (благоприятные экономические последствия).
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна":
Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua