Передача санационного банка неработающих активов станет только отдельным видом коррупционных схем

Передача санационного банка неработающих активов станет только отдельным видом коррупционных схем
Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» на запрос Министерства финансов Украины предоставила перечень проблем, стоящих перед банками при работе с кредитной задолженностью, а также заключение о возможном использовании санационного банка для их решения, сообщает пресс-служба ассоциации.

Так, одной из основных причин увеличения доли проблемных активов в кредитных портфелях банков Украины УКБС называет несовершенство судебной системы. В частности, продолжительность судебного процесса и широкие возможности для злоупотребления недобросовестными должниками своими процессуальными правами с целью затягивания процесса.

Также кредиторы несут значительных затрат в ходе исполнительного производства, когда принудительно реализуется арестованное имущество должника (исполнительный сбор - 10%, услуги торгующей организации - до 15%, уценка имущества - до 50%). Кроме того, даже после прохождения всех судебных процедур и стадий исполнительного производства банк-взыскатель не может вернуть причитающиеся ему средства от продажи имущества должников через критическую задержку (более 6 месяцев) их перечисления Госказначейством.

К указанным проблемам следует добавить еще и проблемы продажи «токсичных» активов и налогообложения этих операций, уменьшения платежеспособности населения через сложную экономически-политической ситуации в стране и девальвации гривны. Что негативно влияет и на состояние погашения кредитов, особенно жителями оккупированной территории Крыма и восточных регионов (Донецкой и Луганской областей). По данным НБУ, на 01.08.2014 убыток по системе банков составил 2,0 млрд.грн .; объем просроченной задолженности по кредитам составил 105,9 млрд.грн. или 10,8% кредитного портфеля, прирост с начала года на 35,7 млрд.грн.

УКБС отмечает, что для решения вышеуказанных вопросов требуются системные решения Парламента, Правительства и Нацбанка. Сейчас Министерство финансов прорабатывает возможность использования санационного банка для решения вопроса уменьшения доли проблемных активов в кредитных портфелях банков, в частности, государственных.

По этому поводу эксперты УКБС отмечают, что необходимо на законодательном уровне определить понятие «санационный банк». Ведь сегодня ни один закон, в т.ч. Закон Украины «О банках и банковской деятельности», не предусматривает существования такого банка. Поэтому целесообразно разработать базовый закон, который будет регламентировать порядок создания и условия функционирования санационного банка в Украине. Законопроекты, которые с 2008 внесены в Парламент (№8586, 0962, 1154, 1116, 3055, 5044), включают в себя риски законодательной регламентации передачи в пользу санационного банка недействующих (проблемных, плохих, токсичных) активов. Что является нонсенсом с точки зрения мировой практики и предопределяет значительную нагрузку на Госбюджет и налогоплательщиков.

УКБС отмечает, что для всех этих законопроектов характерна подмена (отождествление) понятия санационный («бридж-банк») с понятием «bad-bank», искажающее сущность понятия «санационный банк». В мировой практике санационный банк («бридж-банк») имеет юридический статус собственно банка, «bad-bank» - компании по управлению активами (коллектора). Термин «bad-bank» применяется для обозначения

финансового института, созданного исключительно для приобретения и управления плохими (проблемными, токсичными) активами. В случае санационного банка предпосылками его создания является банкротство отдельных банков. В случае «bad-bank» - массовое появление на балансах банков плохих (проблемных, токсичных) активов. Санационный банк государственную форму собственности, «bad-bank» может быть частным, государственным или смешанным.

Одновременно, в законопроектах отсутствует порядок передачи пассивов банков к санационного банка, свидетельствует о восприятии этого банка как компании по управлению активами (коллектора), а не собственно банк. Действительно, к коллекторам пассивы (депозиты) не передаются. Кроме того, все указанные проекты предусматривают передачу проблемных активов только из государственных банков и банков, капитализированных государством. Есть, коммерческие банки не смогут воспользоваться этим механизмом.

«Должна существовать единый закон о санационных банках, который учтет и интересы коммерческих банков, и четкая регламентация налоговых последствий передачи активов / пассивов (а не отдельные законы об особенностях деятельности отдельных структур). Создавая нормативно-правовую базу по деятельности санационного банка в Украине, необходимо понимать, что в такой банк должны реализоваться исключительно работающие активы, поскольку они являются обеспечением пассивной части, тоже подлежит передаче в этот банк (депозитов, гарантированных государством), - отмечает Генеральный директор ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. - При решении проблемы неработающих активов через санационный банк, усилия ввести эффективный механизм работы с нежизнеспособными активами является лишь частным видом коррупционной схемы. Фактически речь идет об оплате государством убытков банков. Например, в течение 2009-2011 гг. На капитализацию и в капитализацию лишь трех финучреждений государство потратило 25,8 млрд.грн. (по данным Минфина) ».

Эксперты УКБС считают, что проблему неработающих активов целесообразнее решать с помощью КУА, которые могут создаваться за счет как государственных, так и частных средств. Или через факторинговые компании (или один государственный, созданную с конкретной целью для урегулирования ситуации), в которые будут переводиться плохие активы для очистки балансов банков. По их мнению, за этим подходом возможно и окончательно урегулировать проблему обложения налогами факторинговых услуг по проблемных активов должников с АР Крым, территорий проведения АТО.

Справка:

Ассоциация “Украинский Кредитно-Банковский Союз” (ранее - "Киевский Банковский Союз") была создана в начале 1994 года двадцатью банками города Киева. Целью создания явилась необходимость консолидации, координации сотрудничества между банками Киева и Киевской области, а также взаимодействия с органами власти и управления для решения общих задач.
В настоящее время Ассоциация “Украинский Кредитно-Банковский Союз” объединяет 92 финансово-кредитных учреждения со всех регионов Украины, а также представительства иностранных финансовых учреждений.


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі