Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» (УКБС) считает, что Закон «О системе депозитарного учета ценных бумаг» (на стадии законопроекта реестр. № 9428), принятый Верховной Радой без учета позиции профессиональных участников рынка и замечаний Главного юридического управления ВРУ, требует доработки для недопущения дестабилизации фондового рынка. Учитывая, что в настоящее время Закон готовится на подпись Президенту Украины, его доработки возможно лишь в случае наложения вето.
УКБС напоминает, что при подготовке к рассмотрению во втором чтении законопроект претерпел существенные изменения вследствие внесения в него 300 (!) Поправок, которые изменили заложенную в первом чтении концепцию по регулированию отношений в сфере осуществления депозитарной деятельности (в частности, введен создания Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовом рынке). А также, по сути, нивелировали прогрессивные нормы, необходимость принятия которых не вызывала сомнение у субъектов рынка ценных бумаг на этапе рассмотрения проекта в первом чтении (процесс централизации депозитарной деятельности и регламентацию принципов взаимодействия участников депозитарной системы по эмиссии ценных бумаг, порядка составления реестра владельцев именных ценных бумаг и внедрение бездокументарной формы их существования).
УКБС отмечает, что предусмотрено в Законе создание расчетного центра лишает участников фондового рынка возможности влияния на развитие расчетов по сделкам с финансовыми инструментами и управления рисками.
В частности, УКБС негативно расценивает норму Закона, которой банковские учреждения фактически вытеснен из системы расчетно-клиринговых операций. Законодательные новации приведут к монополизации государством расчетно-клиринговой деятельности, что создаст существенные барьеры для развития биржевой деятельности и значительно усложнит условия привлечения инвесторов на фондовом рынке.
Эксперты отмечают, что клиринговые учреждения должны иметь право заключать договор о проведении денежных расчетов по результатам клиринга не только с расчетным центром, но и с коммерческими банками.
А также отмечают о чрезмерности требований Закона относительно возможности совмещения видов депозитарной деятельности только при условии их производства отдельными структурными подразделениями депозитарного учреждения, в порядке, установленном НКЦПФР. Ведь депозитарная деятельность депозитарного учреждения, деятельность по хранению активов институтов совместного инвестирования и деятельности по хранению активов пенсионных фондов базируются на одинаковых технологиях и не содержат особой специфики. В Украине выдано 383 лицензии на осуществление депозитарной деятельности хранителя ценных бумаг, в том числе 122 лицензии - банкам, которые в основном выполняют функции хранителей активов институтов совместного инвестирования и негосударственных пенсионных фондов. Требование выполнения этих функций отдельными подразделениями потребует дополнительных расходов на формирование и содержание таких структурных подразделений.
Кроме того, участники рынка отмечают и о рисках, которые содержат нормы Закона. Ведь предполагается, что клиент может получать услуги и по клирингу, и по расчетам в расчетном центре, который не только получает от клиентов средства для расчетов, но и берет на себя их риски и обязательства. Таким образом государство в лице НБУ, покрывать риски коммерческих организаций, что, по мнению экспертов, является необоснованным.
«Учитывая существенные недостатки предложенного законодательного регулирования, указанный Закон требует доработки для недопущения монополизации расчетно-клиринговой деятельности, ущемления интересов коммерческих банков и перекладывание на государство рисков бизнеса», - отметила
Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна":
Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua