«УКБС-ВРУ: При решении вопроса защиты прав потребителей финуслуг в условиях кризисных явлений в экономике страны законодатель должен руководствоваться нормами Конституции, принципами гражданского законодательства, экономическими основами банковской деятельности. Решение проблем должников исключительно за счет кредиторов и других потребителей, как это произошло при разработке законопроекта №4501, недопустимо. Об этом говорит Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз», которая предлагает Парламенту отклонить этот проект, сообщает пресс-служба ассоциации.
В частности эксперты УКБС отмечают, что предложение законопроекта ограничить максимальный размер процентной ставки по потребительским кредитам на уровне одной учетной ставки НБУ, действующей на момент заключения кредитного договора лишена экономического обоснования. Ведь требует, чтобы банк одновременно привлекал депозиты клиентов по более высокой ставке и за их счет выдавал кредиты другим потребителям по вдвое - трижды меньшими ставками. Фактически для удешевления кредитов узкому кругу банковских должников законодатель делает убыточными все основные виды банковских услуг. Чем нарушает интересы остальных клиентов (прежде всего, вкладчиков), создает предпосылки для оттока депозитов и полного сворачивания кредитования в Украине, увеличивает риски банкротств банков.
Для реализации этой нормы законопроекта стоимость депозитов в Украине должна быть как в Европе (2-3% годовых). Сегодня вряд ли привлечь ресурсы Украинские под такие проценты.
Также УКБС считает безосновательным предложение законопроекта запретить кредитодателю отступать право требования по кредиту без письменного согласия заемщика. Это не только нарушает баланс прав сторон кредитных правоотношений и лишает кредиторов прав свободно распоряжаться собственными активами (в том числе и по передаче проблемных активов в санационного банка), но и создает почву для массовых случаев коррупции и злоупотреблений. Тогда как действующие нормы ст. 516 ГКУ по замене кредитора по договору потребительского кредита и ст. 11 ЗУ «О защите прав потребителей» относительно обязанности кредитора уведомить потребителя о передаче своих прав третьим лицам, являются справедливыми и учитывают интересы как кредитора, так и должника, для которого не изменяются ни порядок, ни условия выполнения обязательства.
Кроме того, права требования по кредитным договорам используются банками для привлечения кредитных ресурсов. Например, включение ипотечных кредитов в ипотечное покрытие (залог) является ключевым признаком ипотечных облигаций. Поэтому ограничение этих операций лишними процедурами согласований с должниками полностью исключает такой инструментарий из арсенала банков окончательно подорвет и без того крайне уязвимую финансово-кредитную систему Украины.
Неприемлема и предложение законопроекта конвертировать валютные кредиты по курсу НБУ на дату выдачи кредита с «прощением» разницы, переводит все убытки и риски от девальвации гривны исключительно на банковскую систему. Это не только нарушает права владельцев валютных депозитов на своевременный возврат принадлежащих им средств, но и создает угрозу невыполнения обязательств перед нерезидентами. Ведь валютные средства привлекались банками также и на международных рынках капитала.
«Законодательный популизм и постоянное спекуляции на социально чувствительных темах, особенно накануне парламентских выборов, не только может дестабилизировать банковскую систему, но и вызвать угрожающие для экономики страны последствия и повредить самим потребителям финуслуг. В т.ч. и за нарушения прав вкладчиков на возврат принадлежащих им средств, доверенных банковской системе. При том, что доверие именно этой категории потребителей является сейчас одним из ключевых условий стабилизации банковского сектора и финансовой системы государства, - отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. - Ведь с начала года, по данным НБУ, клиенты уже забрали из украинских банков 101 млрд.грн. или 30% всех депозитов в целом. И сегодня крайне важно удержать приемлемый уровень доверия к банкам со стороны населения, которое очень быстро реагирует на любые изменения ситуации в стране или новые законодательные решения ».
Справка:
Ассоциацию "Украинский Кредитно-Банковский Союз" (далее по тексту - Кредитно-Банковский Союз) создан с целью содействия стабильному развитию и деятельности банковской системы Украины, защиты прав и законных интересов членов Кредитно-Банковского Союза, предоставление им всесторонней помощи, обеспечение координации их усилий для решения вопросов, стоящих перед кредитно-денежной системой.
Кредитно-Банковский Союз продолжает деятельность Ассоциации "Киевский Банковский Союз" после изменения ее наименования, согласно решению Общего Собрания Ассоциации "Киевский Банковский Союз" (протокол № б / н от 12.05.2005 г..), И является ее правопреемником.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна":
Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua