В канун зимней сессии в списке наиболее популярных у спамеров тематик лидером стал образовательный спам (23,5%). Скорые новогодние праздники повлияли и на рост предложений реплик элитных товаров (10,1%) и "горячих" путевок (9,9%). Самореклама спамеров заняла четвертую строку (9,4%), а тема "Медицинские товары и услуги" замыкает пятерку с показателем в 9,0%.
В декабре рейтинг стран-распространителей спама вновь возглавила Индия с показателем в 9,9%. Россия оказалась на втором месте (8,5%), обогнав Италию (4,8%) и Вьетнам (4,7%). Пятерку замыкает Бразилия - из этой страны было разослано 4,4% мирового спама. Надо отметить значительное уменьшение доли незапрошенной рекламы, распространенной из Старого света - Великобритании (4,3%), Франции (2,2%) и Германии (1,8%). А Соединенные Штаты, бывшие когда-то лидером рейтинга, не попали даже в TOP 20 стран-распространителей - в декабре они заняли 24 место с показателем 1,2%.
В декабре тема Нового года активно эксплуатировалась спамерами. Уже в первую неделю месяца доля незапрошенных рекламных рассылок, в которых была использована тема новогодних или рождественских праздников, превысила 6%. В целом же доля такого спама составила более 20%.
Эксперты "Лаборатории Касперского" отметили значительное снижение количества спама непосредственно перед праздниками. Это сезонное явление - в конце года объемы рассылаемой рекламы всегда падают, поскольку в этот период пользователи редко читают почту, и рассылать спам становится попросту невыгодно.
Также нужно учесть, что на снижение числа рекламных писем повлияли усилия правоохранительных органов - закрытие нескольких крупных ботнетов и судебные процессы над ключевыми игроками данного рынка способствовали падению общего уровня спама. Однако рано говорить о победе: готовясь к будущему наступлению, спамеры уже организуют новые ботнеты.
Впрочем, в ближайшем будущем пользователей ожидает некоторое затишье - длительные рождественские выходные на Западе и новогодние в России приведут к снижению общего количества спама в январе 2011 года.