Несмотря на впечатляющий рост, расходы украинцев на праздники по-прежнему остаются невысокими по сравнению с другими странами. Так, за период праздников каждый украинец в среднем потратит 2,970 гривен (в прошлом году эта сумма составляла 2,5 тысячи гривен). Около половины этой суммы (1 590 гривен) украинцы потратят на подарки родным и близким, новогодний стол обойдется в среднем в 955 гривен, а наиболее скромная статья расходов на новогодние развлечения – лишь 424 гривны. Для сравнения: жители Ирландии и Люксембурга, несмотря на ожидаемое снижение расходов на Новый год, выделяются на общем фоне наиболее высокими расходами – € 1020 и € 1200 соответственно. А в Греции, которая сегодня испытывает сильное влияние кризиса, жители потратят на праздники в среднем по 410 Евро.
Стоит также отметить, что в Украине расходы увеличатся в первую очередь на продукты питания к новогоднему столу. А, к примеру, расходы на новогодние развлечения по-прежнему остаются на очень низком уровне.
Новогодние подарки
В ходе опроса респондентам было предложено назвать наиболее желанный подарок на Новый год. Выбор жителей Украины вновь оказался неординарным: большинство опрошенных выразили надежду получить в качестве новогоднего подарка путешествие. Деньги, занимавшие в прошлом году первое место, опустились на ступеньку ниже, а третье место заняли подарки в виде электронных устройств для дома. Впрочем, украинцы будут дарить друг другу преимущественно косметику и парфюмерию – такой подарок уже третий год подряд выбирают для друзей и близких жители Украины. А вот у подростков от 12 до 18 лет высокие шансы получить в подарок технологические новинки: мобильные телефоны, MP3 плееры, фотоаппараты, ноутбуки, планшеты и т.д.
В ходе исследования отчетливо проявилось пристрастие украинцев к инновационной и высокотехнологичной продукции. Украинские потребители готовы потратить больше денег на новинки, такие продукты являются для украинских потребителей главным источником идей при поиске подарков. Желание украинцев получить такие продукты в качестве подарка к Новому году и количество потребителей, планирующих купить высокотехнологичную продукцию в качестве подарка для друзей, гораздо более ощутимо среди украинских потребителей по сравнению с европейцами.
«Такое потребительское поведение свидетельствует о большей подверженности украинцев экономическим настроениям» - говорит партнер «Делойт» Григорий Павлоцкий. По его словам, в прошлом году, когда кризис был наиболее глубоким, украинцы выделялись на фоне европейских стран резким снижением своих расходов. «Намерение потратить больше сразу после стабилизации экономической ситуации уже тогда просматривалось из ответов респондентов. Сегодня уже первые позитивные экономические сигналы стали для украинских потребителей поводом увеличить свои расходы на Новый Год» - считает Павлоцкий.
В европейских странах в отношении подарков в этом году преобладает практичность и рациональность. В качестве подарка для себя большинство европейцев в этом году выбрали деньги и подарочные ваучеры (в 9 странах), одежду и обувь (3 страны), книги (4 страны). Дарить же, как и в Украине, планируют преимущественно косметику и парфюмерию – в 10-ти странах из 19-ти респонденты выбрали именно этот подарок для своих близких. Характерно, что в качестве наиболее предпочтительного подарка для себя косметика/парфюмерия лидирует только среди жителей Польши.
Чтобы не ошибиться с подарком, большинство опрошенных планируют заранее спросить у близких, что они желают получить в подарок. Такая же тенденция присутствует и в Украине. Еще одна особенность этого года: европейские потребители больше, чем обычно времени потратить на поиск скидок, распродаж и наиболее выгодных предложений. Для этого активно будут пользоваться Интернет-поиском и социальными сетями.
Экономические настроения
Несмотря на то, что 51% украинцев считает, что экономика страны находится в состоянии рецессии, прослеживается динамика улучшения настроения потребителей. Ведь во время нашего прошлогоднего опроса негативно оценивали состояние экономики 79% населения. Прогнозы на 2011 год у украинцев более оптимистичны – 25% населения считают, что состояние экономики останется стабильным, еще 23% ожидают улучшения ситуации. Такой оптимизм очень контрастирует на фоне пессимистических настроений и ожиданий большинства европейцев.
Помимо этого, 38% населения Украины верят, что в следующем году их благосостояние улучшится. Это одна из причин, которая в сезон нынешних праздников вызовет столь значительный рост спроса на товары. Более того, около 30% украинцев готовы брать средства взаймы на празднование Нового года, тогда как европейцы стали очень осторожно относится к любого рода долгам.
Стратегия для розничных продавцов
На фоне готовности тратить больше денег, отчетливо просматривается увеличение рациональности и практичности потребителей. Как в целом в европейских странах, так и в Украине наш опрос показал снижение количества импульсивных покупок, снижение роли брендов в глазах потребителей. Большинство опрошенных заявляют, что даже после того, как кризис завершится, они будут покупать в первую очередь полезные товары, дарить подарки меньшему количеству людей, искать скидки и распродажи.
На этом фоне роль Интернета, который в первую очередь является инструментом поиска наиболее низкой цены, существенно увеличивается. Для того чтобы удержать долю рынка, ритейлерам необходимо:
1. учитывать приверженность потребителей к новинкам, товарам с оптимальным соотношением цены, качества и функциональности, полезным и недорогим подаркам, предлагая соответствующий ассортимент;
2. постоянно обновлять предложение, к примеру, при помощи создания собственных, недорогих торговых марок. Как показало исследование «Делойт», в этом году их популярность значительно возросла и в дальнейшем этот рост будет продолжаться;
3. создавать комфортные условия для совершения покупок, обеспечив относительное равномерное посещение посетителями своих магазинов.
В нынешних условиях скорость, с которой розничные сети преобразовывают подходы к потреби телям, должна максимально соответствовать скорости, с которой потребители меняют свои предпочтения. Особенно это актуально в пик новогодних распродаж, когда удачная стратегия может повлечь значительный рост доли рынка.
«Последняя неделя декабря – наиболее важный период для розничных сетей, это 60% продаж декабря, который сам по себе в два раза выше среднего месяца по году!», говорит генеральный директор COMFY Геннадий Вербиленко. «Сегодня, когда ощутима тенденция к повышению уровня доходов населения и, соответственно роста спроса на товары, очень важно обеспечить потребителям комфортные условия для покупок» - считает он. По его словам, любые усилия, направленные на поддержку бренда розничной сети, не будут успешны, если не обеспечить потребителям комфорт даже в пик распродаж. Даже если компания успешно работала в течение всего года – декабрь является определяющим для финансового результата», подчеркивает Вербиленко.
Методология исследования
Данное исследование проводится в европейских странах уже 13 лет. В этом году в ходе исследования были опрошены 20 655 представителей 19 стран Западной и Восточной Европы. Украина принимает участие в исследовании в третий раз.
Опрос проводился в течение двух последних недель сентября методом интернет-анкетирования. В исследовании от Украины приняли участие более 700 человек в возрасте от 18 до 65 лет. 80% респондентов - жители Харькова (23%), Киева (20%), Львова (8%), Одессы (8%), Николаева (7%), Днепропетровска (6%), Донецка(4%) и Сум (4%).
Справка:
Наименование «Делойт» относится к одному либо любому количеству юридических лиц, входящих в «Делойт Туш Томацу Лимитед», частную компанию с ответственностью участников в гарантированных ими пределах, зарегистрированную в соответствии с законодательством Великобритании; каждое такое юридическое лицо является самостоятельным и независимым юридическим лицом. «Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности. «Делойт» — международная сеть компаний, которые используют свои обширные отраслевые знания и многолетний опыт практической работы при обслуживании клиентов в любых сферах деятельности более чем в 140 странах мира. 170 000 специалистов «Делойта» по всему миру привержены идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг своим клиентам. ПрАТ «Делойт енд Туш ЮСК» является украинской фирмой, входящей в объединение «Делойт Туш Томацу» в СНГ. Услуги предоставляются ПрАТ «Делойт енд Туш ЮСК» и его дочерними предприятиями. ПрАТ «Делойт енд Туш ЮСК» является одной из ведущих национальных аудиторско-консультационных фирм, предоставляющих услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования. Фирма «Делойт» заработала репутацию лучшего работодателя за реализацию инновационных программ в области развития кадровых ресурсов и прилагает все усилия, чтобы способствовать успеху своих клиентов и своих работников.