Движение защитников пива знает, кому выгодна «пьяная» Украина

Движение защитников пива знает, кому выгодна «пьяная» Украина
Изучая бюджет на 2010 год, с первого взгляда создается ощущение, что правительство попыталось выжать максимум из экономики и граждан. Естественно, ведь это самый простой способ для залатывания бюджетных дыр и подгонки дефицита к уровню, при котором МВФ выдаст нам очередной транш кредита.

Изучая бюджет на 2010 год, с первого взгляда создается ощущение, что правительство попыталось выжать максимум из экономики и граждан. Естественно, ведь это самый простой способ для залатывания бюджетных дыр и подгонки дефицита к уровню, при котором МВФ выдаст нам очередной транш кредита.

Расходы бы на себя «родимых» сократить, так ведь это табу. Поэтому и дерут с бизнеса, где только можно. Хотя и здесь есть «фавориты».

При более детальном изучении источников наполнения доходной части бюджета оказывается, что, как писал Дж. Оруэлл., все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие. Казалось бы, акциз увеличивают для всех подакцизных товаров – бензин, алкоголь, табачные изделия. Но ведь есть еще и другие налоги! И тут уже получается интереснее: увеличивая в 15 раз налог на специальное водоиспользование, МинФин ставит под двойной удар те напитки, на производство которых затрачивается больше воды. А это пиво и слабоалкоголка.

Очевидно, что тут не обошлось без водочного лобби. И не зря представители этой отрасли называют правительственные инициативы верными и сбалансированными. Ведь в ситуации, когда в результате повышения акцизов (а это, как все понимают, неизбежно!) потребителю придется отказываться от части товаров, выиграют те, кто сможет поднять цены меньше, чем конкуренты.

Вот тут то и сыграет на руку водочникам повышение стоимости воды. Для пивовара – вода, по сути стратегическое сырье. Ведь для производства 1 литра водки ее используют меньше, чем при приготовлении 1 литра пива (приблизительно 0,60 к 0,96 соответственно). При объемах производства, которые различаются практически на порядок – разница в затратах просто огромна. Это ли не возможность нарастить объем рынка за счет доли продуктов-заместителей.

Другие факты таковы:
1. Один градус алкоголя в пиве на данный момент (это без учета всех повышений, которые пока не приняты Верховной Радой) обходится потребителю на 56% дороже, чем в водке, и по этому показателю Украина занимает одни из ведущих позиций в Европе. Говоря простым языком, водка у нас в 2 раза доступнее, чем пиво. В случае принятия запланированных повышений эти цифра дополнительно увеличится.
2. По результатам исследований, проведенных в ЕС, при повышении цены на пиво количество употребления алкоголя в пересчете на 100%-ный спирт возрастает. Просто предпочтения смещаются в сторону крепкого и не всегда легального и качественного алкоголя. И наоборот, повышение цен на водку снижает потребление абсолютного алкоголя за счет переключения населения на более легкие напитки.
3. Водка в Украине была и остается одной из самых доступных в Европе (мы входим в тройку самых больших потребителей в мире), тогда как уровень доступности пива, относительно доходов населения вполне отвечает среднеевропейскому уровню.

В России на заседании Общественной Палаты Российской Федерации в мае 2009 года был сделан доклад о злоупотреблении алкоголем в РФ. В нем, в частности, говорится: «Наивысший уровень потребления крепких алкогольных напитков является главной причиной кризиса превышенного уровня смертности, поскольку высокое содержание этанола в относительно малых объемах таких напитков провоцирует одновременный прием опасно больших доз алкоголя. Есть страны, где уровень потребления алкоголя равняется русскому, но благодаря тому, что потребляется алкоголь в этих странах в виде натуральных вин или же пива, феномена превышения уровня смертности там не наблюдается. В европейском регионе наблюдается жесткая корреляция между потреблением крепких алкогольных напитков и продолжительностью жизни мужчин». И далее продолжают: «Согласно расчетам, которые основываются на российских данных, падение реальной цены и доступность водки, спровоцированная стремлением правящих элит избежать политических рисков в период после 1987 г., стала ключевым фактором роста смертности в постсоветской России». И в завершение: «Смертность от алкогольных отравлений в России, Украине, Беларуси и странах Балтии – наивысшая в мире, что, без сомнения, связанно с популярностью крепких алкогольных напитков в этом регионе».

Так может именно в этом причина упорного нежелания правительства эффективно использовать акцизную политику как механизм регулирования алкогольного рынка? Может, структура потребления спиртного, когда на крепкий алкоголь приходится 60% ежегодно выпиваемого украинцами – это не просто желание заработать максимум денег на производителях и потребителях, а реальный расчет и возможность легко управлять спивающейся нацией? Вот он, опыт нашего северного соседа, который так радостно перенимают нынешние министры.

Уважаемые господа-управленцы, одумайтесь, хватит спаивать народ во имя обеспечения доходов нескольких «водочных» магнатов.


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі