Исследование «Киевстар»: украинские дети и родители не осознают угроз интернета

Исследование «Киевстар»: украинские дети и родители не осознают угроз интернета
20 октября 2009 года национальный мобильный оператор «Киевстар» огласил результаты всеукраинского социологического исследования «Знание и отношение украинцев к вопросу безопасности детей в интернете». Исследование проведено Институтом социологии НАН Украины в рамках социальной программы «Киевстар» «Безопасность детей в мобильном интернете».

Исследование проводилось в период с августа по сентябрь 2009 года в 11 городах всех регионов Украины и включало в себя количественный и качественный опрос более 1200 детей, родителей и учителей. Полученные данные настораживают: подавляющее большинство учителей, детей и их родителей не осведомлены о потенциальных рисках для детей в интернете и о том, как их избежать.

Так, более 28% опрошенных детей готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети. 17% без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье – место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей и т.д. О том, для чего посторонним может потребоваться такая информация, дети, как правило, не задумываются.

22% детей периодически попадают на сайты для взрослых. 28% детей, увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить, а 11% – пытались купить наркотики.

Около 14% опрошенных время от времени отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх и лишь немногие обращают внимание на стоимость такой опции.

При этом 87% родителей считают, что именно они должны обучать детей правилам безопасного пользования мобильным интернетом. Однако лишь в 18% случаев взрослые проверяют, какие сайты посещал ребенок.

Заместитель директора «Центра социальных экспертиз» ИС НАН Украины Гульбаршин ЧЕПУРКО:
«Как показали исследования, родители и учителя зачастую плохо ориентируются как в мобильном интернете, так и в вопросах потенциальных онлайн-рисков для детей, а значит, не могут вести с детьми полноценную профилактическую роботу. Большинство, 76% родителей, даже не интересуются, какие сайты посещает их ребенок. А поскольку интернетом дети в основном пользуются самостоятельно контроль со стороны родителей – минимален и ограничивается, разве что суммой денег, выдаваемых ребенку на пополнение счета».

Руководитель департамента по корпоративным связям «Киевстар» Жанна РЕВНОВА:
«Интернет – универсальный ресурс для общения, учебы, развития, развлечений. Исследования показали – у нынешних детей уже сформировалась культура, в основном, базирующаяся на общении в интернете. При этом, не имея жизненного опыта взрослых, дети часто не замечают онлайн-угроз. Поэтому «Киевстар», как ответственный интернет-провайдер, проводит комплексную социальную программу «Безопасность детей в мобильном интернете». Мы отказались от размещения на собственных ресурсах контента, небезопасного для детей – т.наз. «взрослого» контента, контента с рекламой табака и алкоголя, сотрудничаем с МВД по противодействию распространению незаконного контента в Сети. Наша цель – поднять тему безопасности детей в Сети в обществе, объяснить детям, родителям и учителям возможные риски, стимулировать их к обучению правильному и безопасному пользованию интернетом. Мы уверены, что совместными усилиями мы сможем сделать интернет безопасной территорией для наших детей».

Также в рамках программы «Безопасность детей в мобильном интернете» «Киевстар»:
· Будучи участником Коалиции за безопасность детей в интернете, подготовил и запустил wap-версию образовательного портала «Онляндия»: wap.onlandia.kyivstar.ua;
· Совместно с Всеукраинской рекламной коалицией провел конкурс идей для социальной рекламы по теме, которая будет запущена до конца 2009 г.;
· Разработал и запустил интернет-раздел: online-bezpeka.kyivstar.ua. Здесь собрана вся информация о программе, а также рекомендации и тесты для родителей и детей, которые помогут определить наличие проблемы в семье и решить ее.
·
Общие выводы исследования таковы:
· И дети, и родители, и учителя, не полностью осознают реальность рисков для ребенка в интернете. В лучшем случае взрослые лишь предполагают их наличие. Основные причины, по которым родители ограничивают посещение интернета детьми, преимущественно касаются потенциального риска испортить зрение или стать интернет-зависимым.
· В целом интернет воспринимается детьми и взрослыми как полностью позитивное и безопасное явление. Родители не воспринимая контент интернета в качестве потенциальной угрозы для ребенка, не уделяют этому вопросу особенного внимания. По мнению взрослых, потенциальные угрозы для детей в интернете есть, но их не больше, чем на телевидении или на улице. Если бы существовали реальные угрозы для детей в Сети, об этом было бы известно обществу, это бы обсуждалось в СМИ.
· Родители зачастую уверены, что их дети переносят на интернет общие жизненные правила поведения. Однако, как показывают результаты исследования, это далеко не так. Интернет воспринимается и детьми и взрослыми как нечто виртуальное, имеющее мало общего с реальной жизнью. Но, как показывает практика, именно в интернете многие преступники находит свои жертвы, а неконтролируемая креативная реклама, например, алкоголя в Сети стимулирует подростков попробовать его в реальной жизни и т.д.
· Дети охотно идут на контакт и общаются с незнакомцами в интернете. Родители и сами часто поступают так же, поэтому не видят особенной угрозы для детей в бесконтрольном общении, забывая, что детям сложнее отличить просто общение от, например, манипуляций. При этом дети беспрекословно доверяют информации, полученной в интернете.
· Практически все дети-пользователи интернета играют в онлайн-игры, нередко тратя реальные деньги на виртуальные преимущества.
· Наличие потенциальных угроз для ребенка во время пользования интернетом еще не стало в сознании украинского общества социальной проблемой и нуждается, в первую очередь, в широком всестороннем освещении и обсуждении для информирования общественности.

Презентацию результатов исследования доступна можно скачать здесь


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі