Почему Теплый пол холодный - эксперт

Почему Теплый пол холодный - эксперт
Автор: Алексей Жаданов, эксперт по кабельным нагревательным системам (компания «Данфосс ТОВ», бренд DEVI).
В начале каждого отопительного сезона часто возникают вопросы по работе систем «Тёплый пол»:
- «Почему тёплый пол, который нормально работал, вдруг стал холодным?»;
- «В чём причина недостаточного нагрева?».

Автор: Алексей Жаданов, эксперт по кабельным нагревательным системам (компания «Данфосс ТОВ», бренд DEVI).
В начале каждого отопительного сезона часто возникают вопросы по работе систем «Тёплый пол»:
- «Почему тёплый пол, который нормально работал, вдруг стал холодным?»;
- «В чём причина недостаточного нагрева?».

Попробуем подробно разобраться в этих вопросах, сделать выводы и дать практические рекомендации по монтажу, эксплуатации и выявлению причин недостаточного нагрева пола.

Самым частым является вопрос: «Почему тёплый пол стал холодным или недостаточно тёплым?» Возникает он, чаще всего, именно в начале отопительного периода.
Многие пытаются заменить терморегулятор, подключить нагревательный кабель или мат «напрямую», а когда это не приносит желаемого эффекта – вызывают сервисного инженера.

Давайте разберёмся, что может быть причиной отсутствия нагрева:
1. Неисправность терморегулятора.
Выявляется достаточно просто любым специалистом-электриком. В этом случае терморегулятор ни при каких обстоятельствах не подаёт на нагревательный кабель или тонкий мат напряжение питания. Причиной может быть как выход из строя самого регулятора так и, например, обрыв датчика пола, или просто отключенный автомат в щитке питания. С большой долей вероятности выявить и устранить такие причины можно самостоятельно, без вызова специалиста:
- Если на терморегуляторе отсутствует вообще какая-либо индикация и свечение светодиодов, – проверьте, подаётся ли на него питание…
- О проблемах с датчиком пола сигнализирует:
мигающий зелёный светодиод (для DEVIregTM 530)
сообщение Err5 Err6 (для DEVIregTM 535),
надписи «обрыв датчика...» или «короткое замыкание датчика…» (для DEVIregTM Touch).
Всё проверили? Терморегулятор выдаёт на выходе 220 В? Разбираемся дальше.

2. Обрыв нагревательного кабеля.
Диагностируется при помощи прибора, измеряющего сопротивление (Авометр, Мультиметр или просто – тестер).
Необходимо от клемм терморегулятора отсоединить нагревательный мат или кабель и провести два измерения:
- первое – между токоведущими проводами: обычно это проводники чёрного (или коричневого) и синего (или голубого) цвета. Сопротивление зависит от длины кабеля (площади мата) и должно соответствовать значению, указанному в каталоге (с допуском +5…-10 %). Обратите внимание на предел прибора, которым пользуетесь, а точнее на установленный предел измерений. Большинство измерительных приборов имеют первый предел измерения сопротивления – до 200 Ом, следующий – до 2 кОм, следующий до 20 кОм… и т.д. до 2-20 МОм. Измерения обычно проводят на пределе 200 м, в то время как нагревательные кабели/маты малой длинны/площади имеют сопротивление выше 200 Ом. Например, это кабели DEVIflexTM 18T длиной 7, 10, 13 м, или нагревательный мат DEVIcomfortTM 150T площадью 0.5, 1 или 1.5 м². В этом случае для измерения следует переключить прибор на предел измерения сопротивления - до 2 кОм.
- второе – между экраном кабеля (проводником жёлто/зелёного цвета) и соединёнными вместе проводниками коричневого и синего цвета. В этом случае измерения следует проводить на максимальном пределе измерения. Прибор должен показать значение выше 20 МОм. В большинстве случаев измерение такого большого сопротивления невозможно и на приборе отображается бесконечность (обрыв). Это нормально.

Измерили? Всё в порядке? Смело подключайте и устанавливайте терморегулятор на место – с нагревательной системой всё в порядке.
Терморегулятор подаёт на нагревательный кабель 220 В, кабель имеет нормальное сопротивление, течёт ток и практически вся электроэнергия преобразуется в тепловую…
Если нагрева нет, разбираемся дальше, немного изучив теорию.

3. Краткий курс теории.
Для большинства людей ощущение тепла на поверхности керамической плитки наступает при температуре около 26-27 С, а температура 24-25 С воспринимается как «комфортная» (ни тепло, ни холодно). Более низкие температуры мы ощущаем как «холодная» поверхность.
Мощность нагревательной системы 130 Вт/м² позволяет перегреть поверхность пола примерно на 14 С теплее воздуха. Это без учёта потерь тепла вниз. А с учётом этих потерь перепад температур воздух-пол составит 10-11 С.
Работа системы «тёплый пол» напрямую зависит от наличия нормально работающей системы отопления в помещении. Иными словами, температура воздуха в помещении должна поддерживаться на уровне не ниже +17 С. Только в этом случае поверхность пола сможет прогреться до температуры, при которой ощущается тепло. Если же нагрев пола является единственным источником нагрева помещения, то это уже система отопления, которая работает несколько иначе, и это тема отдельной статьи.
Температура, до которой «тёплый пол» в состоянии нагреть поверхность зависит от установленной мощности, температуры воздуха (!) в этом помещении и теплоизоляции пола. Терморегулятор (с датчиком пола) позволяет лишь поддерживать (ограничивать) температуру на заданном уровне.
Например, квартира в доме, где ещё не функционирует система отопления:
- наружная температура воздуха около -5…-7 С;
- температура в соседней квартире около 0 С;
- температура в комнате с «тёплым полом» 10 С.
При таких условиях пол ощущается «холодным». На самом деле, пол «холодный» только по нашим ощущениям, а «тёплый пол» работает, теплота выделяется, иначе откуда в рассматриваемой квартире взялась температура +10 С.? «Тёплый пол» будет постепенно нагревать воздух, выполняя функцию системы отопления, и только после прогрева воздуха до 17…20 С поверхность пола сможет нагреться до той температуры, при которой мы почувствуем тепло.

Ещё пример. Многоквартирный жилой дом. Система центрального отопления ещё не включена. Наружная температура воздуха +5…7 С. Температура в помещении снизилась до +15 С. Включили «тёплый пол». Прошло пару часов, а пол «не греет».

В данном случае отсутствие тепла на поверхности обусловлено двумя факторами: необходимостью догрева воздуха на пару градусов и высокой инерционностью системы. Проще говоря: плиты перекрытий, стяжки, плитка, стены, мебель остыли. Для нагрева всего этого массива бетона, камня, керамики требуется значительное время. Вплоть до нескольких десятков часов или суток. Дело в том, что внутри твёрдых предметов тепло не поднимается вверх, оно пытается распространяться в ту сторону, где холоднее (в отличие от воздуха, где присутствует конвекция).

Кроме того, внутри массива пола нет инфракрасного излучения, поэтому, ускорить процесс нагрева путем применения отражающих плёнок и подобных материалов для теплоизоляции пола невозможно. Применение подобных материалов для теплоизоляции пола – неэффективно.

Подобные процессы протекают также внутри пола на грунте. В случае его недостаточной теплоизоляции потери вниз могут достигать 50 % от всей выделяемой нагревательной системой теплоты. Для снижения теплопотерь через грунт следует применять теплоизоляцию достаточной толщины.

С балконами ситуация может быть значительно хуже: балконная плита обычно изготовлена из железобетона, который очень хорошо проводит теплоту. Если под такой плитой находится наружный воздух,– потери тепла вниз могут достигать 80 %. Иными словами, такая система, вообще не в состоянии обеспечить комфортную температуру на поверхности пола. Выход один – установка теплоизоляции достаточной толщины (не менее 50 мм) плюс установка нагревательного кабеля с меньшим шагом (8-10 см) или тонкого нагревательного мата повышенной мощности (около 200 Вт/м²).

Если система уже установлена и подключена, но есть сомнения в ее работоспособности, то убедиться в обратном достаточно просто: нужно накрыть небольшой участок «тёплого пола» пенопластом, картоном, ковриком. Подождать примерно 15-30 минут, и, при исправной нагревательной системе - почувствовать тепло на этом участке.

Ещё одно важное замечание: нагревательный кабель или тонкий мат DEVI, предназначенный для систем «тёплый пол» или «напольное отопление», со временем не изменяет своей мощности, и не может «греть хуже» после некоторого времени эксплуатации. Если нагревательная система, исправно работавшая много лет, стала «слабо» греть,– прежде всего, следует искать внешние причины, такие как: снижение напряжения питания, недостаточная температура воздуха в помещении, ухудшение свойств теплоизоляции. Или, например, балкон снизу, который был утеплён и даже отапливался, теперь без отопления и с открытым окном.

После окончания ремонта что-то переделывать очень не хочется, а иногда и просто не возможно. Может получиться так, что небольшая экономия на этапе строительства/ремонта приводит к неработоспособности нагревательной системы в будущем.

Что же делать? Необходимо соблюдать рекомендации по установке кабельных систем, по теплоизоляции, скептически относиться к теплоизоляции очень малой толщины со «сказочными» характеристиками, не использовать в качестве теплоизоляции гигроскопичные материалы (особенно для полов на грунте) или материалы, не предназначенные для применения в конструкции пола, не пытаться сэкономить на нагревательном кабеле уложив его с большим шагом, выбирать проверенного надёжного производителя нагревательных систем.

Справка о компании:
Торговая марка DEVI была основана в 1942 году и за весь период своего существования прошла путь от частной фирмы-мастерской до крупного промышленного предприятия, производящего и экспортирующего решения кабельного обогрева в 65 стран мира. В период объединения с крупнейшей датской промышленной группой Danfoss Group в 2003 году DEVI занимала стабильную позицию основоположника и новатора в области кабельных электрических систем отопления для внутренних и наружных установок. В Украине ТМ DEVI представлена с 1994 года и на сегодняшний день является наиболее популярной в своем сегменте. DEVI предоставляет уникальную 20-летнюю гарантию DEVIwarranty на электрические нагревательные кабели и маты. Она распространяется не только на продукцию, но также на стоимость монтажа и материала покрытия пола. DEVIwarranty дается на установки, выполненные авторизированным монтажником при наличии гарантийного сертификата на оборудование с печатью компании-продавца. В апреле 2011 года в результате тестирования, проведенного Независимым Исследовательским Центром "ТЕСТ", продукция DEVI получила знак качества "Відмінно".


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі