15 января этого года американский концерн Polaris Industries купил небольшую фирму Brammo из штата Орегон, специализирующуюся на производстве мотоциклов на электротяге. Возможно, эта дата войдет в историю как поворотный момент в развитии электробайков, сообщает forbes
Персональный транспорт на электротяге знаком человечеству уже более 100 лет, но только в новом веке он действительно стал массовым. Tesla Motors – пожалуй, самый популярный автобренд мира. Компактный электрохэтчбек Nissan Leaf, представленный в 2010 году, уже разошелся по миру тиражом в 158 000 экземпляров. Количество серийных моделей электромобилей от уважаемых брендов перевалило за второй десяток, и с каждым годом их становится все больше. Владеть электромобилем становится не только модно, но и достаточно выгодно.
Складывается впечатление, что мотопром никак не связан с автомобильной промышленностью, хотя многие автобренды – BMW, Honda, Suzuki, VW Group (владеют маркой Ducati) – имеют в своем портфолио подразделения по производству двухколесных.
В отличие от автомобиля, мотоцикл крайне чувствителен к увеличению снаряженного веса. Инженеры из года в год борются за увеличение мощности двигателей, установленных в мотоциклах, не в ущерб общей массе двухколесных. Больше «лошадей» на единицу веса – это безусловный критерий эволюции мотопрома.
В современном персональном электротранспорте в качестве накопителя энергии используются литий-ионные батареи – тяжелые, дорогие и не такие энергоемкие, как хотелось бы. К примеру, бензиновый автомобиль Kia Soul с 54-литровым баком весит около 1300 кг, а его электрический аналог Soul EV с 27-киловаттной литий-ионной батареей – 1490 кг. При этом запас хода моделей несопоставим: 650 км у бензинового против 212 км у электрического. 200-300 кг прироста веса для автомобиля – не проблема.
Электрический эндуро Freeride E-XC от уважаемой австрийской фирмы KTM проезжает без подзарядки 40-50 км. Его съемная 2,6 кВт/ч батарея весит 28 кг – четверть от всей массы мотоцикла. Массивный 265-килограммовый электроскутер BMW C Evolution готов преодолеть в автономном режиме около 100 км. Маленький скутер Yamaha EC-03, больше похожий на детский велосипед, может проехать всего 43 км, после чего захочет «кушать», то есть заряжаться.
Скромный запас хода для мотоцикла не так критичен, как для автомобиля. Многие современные двухколесные позиционируются как развлекательные средства передвижения, для которых 150-200 км от заправки до заправки – нормальный режим существования.
Таких показателей уже достигли небольшие фирмы-производители электробайков вроде вышеупомянутой Brammo. Так, их дорожник Empulse в комбинированном цикле проезжает всего 129 км, что мало для полноразмерного 213-килограммового мотоцикла. В то же время он довольно быстрый: максимальная скорость составляет 177 км/ч. Главный конкурент Brammo – американская компания Zero Motorcycles выпускает электробайк Zero S. В топовой комплектации он оснащается мощной 13,5 кВт/ч батареей, чего хватает на 227 км в смешанном цикле. Вес мотоцикла – совершенно адекватные 205 кг.
Тогда в чем был резон Polaris покупать Brammo, если у их продукта нет явного преимущества перед конкурентом? Причина в Harley-Davidson.
Сражение крупнейших мотоконцернов
На крупнейшем в мире американском моторынке действуют три местных игрока: Harley-Davidson, Victory и Indian. Последние два бренда принадлежат Polaris Industries. До появления в 1997 году марки Victory Harley безраздельно властвовали на домашнем рынке, но конкуренту удалось отхватить у них солидный кусок пирога. Мотоциклы Victory заняли нишу, в которой позиции Harley-Davidson были наиболее слабы. Это высокотехнологичные и современные круизеры, без намека на так любимое харлеистами ретро.
В любом случае, LiveWire пока только концепт, хотя и полностью работоспособный. Его цель – привлекать внимание публики
В 2011 году Polaris купили марку Indian – старейшего производителя настоящих американских круизеров. Эти мотоциклы – прямые конкуренты Harley. У них богатая история, они любят олдовый стиль и четко блюдут традиции. Под крылом Polaris уже вышло несколько новых моделей Indian, которые неплохо продаются и явно портят жизнь Harley-Davidson.
Покупка Brammo – ход в ответ, а не удар на опережение, как можно было бы предположить. В июне прошлого года Harley показали публике прототип первого в своей истории электробайка LiveWire. Конечно же, он не похож на все выпущенные ранее мотоциклы фирмы ни внешне, ни технически. У этого 210-килограммового двухколесного 74-сильный электромотор, батарея емкостью 7 кВт/ч, LED-оптика и другие современные навороты. Максимальная скорость составляет 150 км/ч, запас хода неизвестен, но вряд ли он превысит 150 км.
LiveWire пока только концепт, хотя и полностью работоспособный. Его цель – привлекать внимание публики. Ради этого Harley собираются в этом году возить его по Европе и Канаде (тур по США уже завершен). Да, еще LiveWire засветился в новой экранизации комиксов «Мстители: Эра Альтрона», что также является частью промо-кампании для будущей модели.
Чем на это может ответить Polaris?
Пока только зарегистрированным в начале февраля патентом Victory Charger с описанием «электрический мотоцикл и его ключевые элементы». Скорее всего, так будет называться перелицованный стрит Brammo Empulse, и тогда новинка пойдет в серию уже в этом году. Возможно, Polaris захотят сделать другую модель в стиле круизеров Victory. Все будет зависеть от Harley и их планов о запуске на конвейер модели LiveWire.
Первый массовый электробайк должен появиться именно в Штатах – стране, давшей миру люксовый 100% электрический седан Tesla Model S и поглотившей почти половину всех мировых продаж электрокара Nissan Leaf. Здесь созданы наилучшие условия для езды на электричестве: налоговые льготы на покупку электротранспорта, самая широкая в мире сеть быстрых заправок Tesla Supercharger (132 станции) и CHAdeMO (1532 станции), позволяющих зарядить батарею за 15-20 минут. Игры электробайками в песочнице закончились, за дело берутся серьезные парни.