Стажировка в США. Ветер перемен

Стажировка в США. Ветер перемен
Работать нужно в России, а стажироваться в сфере информационных технологий лучше в США! Думаю, что со мной согласятся многие, кто работает в сфере производства программного обеспечения. В штатах сосредоточена львиная доля ведущих мировых ИТ-гигантов.

В ноябре 2012 года, после окончания Президентской программы для меня состоялась вторая проба Америки, поэтому мои отзывы будут больше прагматичными, и не столь эмоциональными и восхитительными, как это часто бывает у наших соотечественников после посещения США. Первый раз я стажировался в 2011 году по Программе SABIT Министерства торговли США «Права на интеллектуальную собственность: коммерциализация технологий». Тогда все было в первый раз: перелет в Западное полушарие планеты, Капитолий цвета слоновой кости, большие американские автомобили, Ниагарский водопад. После первого посещения США складывается понимание ценностей и обустроенности этой страны. Ты в любом случае начинаешь «примерять» её на себя.

Вторая поездка – это более глубокое исследование тех отраслей, которые интересны мне с профессиональной точки зрения: высшее техническое образование, исследования и прикладная наука, коммерциализация интеллектуальной собственности, создание и развитие стартапов. В США все выше перечисленное является важнейшими национальными приоритетами. Главное в опыте США заключается в том, что государство и крупные инвесторы активно берут под свою опеку накопленный потенциал фундаментальной науки с целью превращения его в рыночный товар и повышения на этой основе конкурентоспособности экономики страны. В США можно увидеть как правильно и слаженно работают все элементы этой инфраструктуры от зарождения идеи до вывода инновационных товаров и услуг на рынок. Для себя также отметил, что в последние годы наша страна во многом перенимала опыт в этой сфере у США. И правильно делала! С нашими интеллектуальными человеческими ресурсами эти вложения обязательно дадут результат в ближайшем будущем.

Я помню свою первую победу в 2007 году по программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (более известен как Фонд Бортника). В Омске тогда еще не было такой инновационно-инкубационной инфраструктуры как сейчас. Написав первую заявку в 2005 году сразу после защиты кандидатской в Фонд Бортника, наша команда не смогла пройти в число победителей. Мы потратили целый год, чтобы привести нашу заявку к образцовому виду для жюри из Технопарка Новосибирского Академгородка. Тогда я отметил для себя: «Какую хорошую программу придумали в нашей стране для поддержки молодых ученых. Наше государство финансирует проведение НИОКР для создания новых наукоемких продуктов». Во время стажировок я увидел, что многие подходы, программы, фонды копируются из США. Понял для себя как будет направлен вектор развития этого направления в будущем.

Итак, отправная точка – высшие учебные заведения США. Именно в них зарождаются будущие стартапы. ВУЗы в США делятся на два типа: колледжи и университеты. Последние отличаются тем, что имеют научно-исследовательские программы и программы аспирантуры. Колледжи фокусируются, в основном, только на обучении студентов, а научная работа в них остается на втором плане (если она вообще присутствует). Университеты США могут быть государственными или частными. Государственные университеты финансируются из бюджетов штатов, т.е. в отличие от России являются региональными. Такие университеты штатов бывают, как правило, очень велики и несколько уступают в престиже и качестве образования частным.

К числу частных университетов в США принадлежат самые известные старинные университеты Лиги плюща, основанные преимущественно в 18 веке. Наша стажировка проходила на восточном побережье в Бостоне (штат Массачусетс) и Филадельфии (штат Пенсильвания). Мы успели посетить два «плюща»: Гарвардский университет (Harvard University, основан в 1636 г.) и Пенсильванский университет (University of Pennsylvania, основан в 1740 г.). Последний для меня был известен тем, что здесь в 1943 году начали разрабатывать первый в мире электронный цифровой компьютер на вакуумных лампах ENIAC. Он по сей день находится в одном из корпусов университета, и является объектом паломничества особенно для инженеров и программистов.

Быть в Бостоне и не посетить самый известный и титулованный технический университет планеты – Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT) было бы не правильно. Поэтому, как только выдавалась свободная минутка, мы бежали в MIT или Гарвард (находятся рядом) побродить по их огромным территориям, и окунуться в атмосферу студенческой жизни. Учитывая то, что все мы относительно недавно окончили ВУЗы в России, нам не терпелось утолить свое любопытство относительно хваленых американских университетов. Как только мы погружались в кварталы этих образовательных монстров, наши фотокамеры работали в усиленном режиме. Конечно, инфраструктура, заслуживает самой высокой оценки: многочисленные корпуса, лаборатории, студенческие кафе, спортивные объекты, библиотеки, музеи, и все это «пропитано» современными информационными технологиями. С точки зрения обустроенности быта и student's environment там все в порядке.

Но существуют некоторые особенности в самой системе образования США, о которых мало кто знает. Американские университеты не соблюдают единые нормы и правила в образовательных программах и стандартах, как в России. Там все пронизано реальной конкуренцией: от побед спортивных команд университета до количества нобелевских лауреатов. Каждый университет создает свою историю успеха, и дорожит «качеством» своих преподавателей и выпускников. Федеральное правительство в США не имеет права определять политику и учебные программы вузов! Мы удивились, когда узнали, что, например, в Гарварде на одном из факультетов читается курс "Фильмы Стивена Спилберга". Учитывая, что образование в США не из дешевых, перед поступлением в какой-либо ВУЗ необходимо тщательно изучить учебную программу.

Русским студентам бывает трудно адаптироваться к образовательному процессу в Америке. Там нельзя как в России пропускать промежуточные аттестации в течение семестра, а потом за неделю до экзамена выучить предмет и сдать его на «отлично» (в США высшая оценка – «А»). Можно знать все по предмету и получить «F» (двойку) за итоговый тест. Образовательный процесс даже в точных науках сводится к «зубрешке» и прилежности. Например, студенты могут не понимать физический смысл производной, но при этом иметь «A» по математическому анализу. Таким образом, нужно четко понимать, что получение высшего образования в США после окончания средней школы в России – это еще и психологическая нагрузка для российских студентов.

Мы беседовали с одним русским профессором, который окончил МГУ еще в СССР и уже более 25 лет работает в Бостонском университете (Boston University). Он ежегодно принимает абитуриентов со всего мира на отделение Computer Science, в том числе и соискателей в аспирантуру для получения степени Ph.D. Я процитирую его мнение по поводу качества американского образования в области точных наук: «Традиционно русские студенты, приезжающие получать образование в США, сильны в математике и физике, так как, у нас еще сохранились сильные средние школы, и многие ВУЗы России выпускают специалистов с хорошим багажом знаний. Ломиться в США ради степени бакалавра вряд ли стоит, если есть возможность проучиться в МГУ, Бауманке или Томском политехе. Год обучения здесь стоит в среднем 50 тыс. долларов… А вот пробовать поступать в аспирантуру сюда, конечно, стоит! Чем престижнее ВУЗ, тем больше конкурс. Бывает и 1000 заявок на место. Но если вы поступите, то уже университет будет платить вам стипендию около 25 тыс. в год».

Обучение и работа в вышеупомянутых американских университетах – это в, первую очередь, возможность соприкасаться с ведущими учеными мира. Например, MIT является рекордсменом по количеству лауреатов Нобелевской премии, являющихся его сотрудниками (77 человек). В MIT находятся известные на весь мир его подразделения: лаборатория Линкольна, лаборатория информатики и искусственного интеллекта.

В такой среде способны зарождаться передовые идеи и технологии, которые будут опережать настоящее время на несколько лет. Их коммерциализация наступит позже, а пока в университетах проходит защита интеллектуальной собственности, формируются команды, создаются кейсы для будущих инвесторов. Мы посетили крупнейший Научный центр (www.sciencecenter.org), основанный еще в 1963 году, находящийся вблизи Пенсильванского университета. Сегодня центр активно поддерживает команды со всего мира, которые занимаются коммерциализацией наукоемких технологий. Власти штата идут на адресную поддержку перспективных стартапов, которые проходят отбор, вплоть до снижения налогов штата. В стенах этого центра уже год присутствует компания Optiflame Solutions, созданная моим другом – Владимиром Каниным, выпускником ОмГУ. Его компания разрабатывает ветрогенератор с рекордно низкой стоимостью генерации киловатт-часа, который возможно размещать в жилой зоне. Было очень интересно посетить офис его компании в бизнес-инкубаторе за океаном.

Хочется отметить зрелую систему отбора инновационных проектов в США. Если в России инвестором пока является преимущественно государство в лице федеральных и региональных фондов, то в США – это частный венчурный капитал. При подготовке инновационных кейсов в сфере информационных технологий на конкурсы и отборы для привлечения инвестиций, акцент смещается больше в экономическую плоскость. Заявка должна быть очень простой и конкретной. Власти штатов поддерживают проведение различных мероприятий по поддержке стартапов, как правило, только на уровне общей организации. Инвестируют в проекты-победители заинтересованные в таких конкурсах крупные венчурные капиталисты.

Ежегодно в штате Массачусетс проходит крупнейший в мире конкурс стартапов MassChallenge. Основная задача конкурса – отобрать лучшие проекты и помочь им в реализации идеи. Во время встречи с организаторами данного мероприятия в Бостоне мы «выведывали» тонкости и особенности отбора. Нам казалось, что должны быть какие-то препятствия для иностранных участников. Оказалось, что нет никаких ограничений для подачи заявки. 100 финалистам будут предоставлены все ресурсы для реализации проектов, а также к ним будет прикреплен собственный ментор. Призовой фонд MassChallenge – миллион долларов. Уже там я для себя решил попробовать свои силы в MassChallenge 2013. В первую очередь, для меня будет полезен опыт участия в таком отборе. Для заявки на этот конкурс нужно обязательно подготовить «elevator pitch» – короткую презентацию, которая должна заинтересовать собеседника за те полминуты, пока «поднимается лифт». На MassChallenge все участники ежеминутно «питчат», т.е. знакомятся, представляются и продают себя потенциальным инвесторам.

Ежегодно тысячи проектов в сфере информационных технологий стартуют именно в США. Кроме того, что объем ИТ-рынка США самый большой в мире, он еще и самый цивилизованный. Здесь соблюдают авторские права, а организации используют только лицензионное программное обеспечение. Одним словом, если разработать интересное востребованное программное обеспечение, то начать его внедрение лучше с США. В этой стране сформировалась культура потребления информационных товаров и услуг.

Мы были свидетелями выхода долгожданных новинок от Apple в ноябре 2012 года: iPhone 5 и iPad Mini. В точках продаж стояли очереди за этими мобильными устройствами, они раскупались в течение нескольких часов. Среди американцев возник огромный ажиотаж на эти новинки от Apple: люди делали предварительный заказ через Internet, заранее занимали очереди перед стеклянными дверями магазинов Apple Store. Нас это очень удивило. В России подобную картину я видел в начале 90-х, когда в магазинах на прилавки «выбрасывали» продукты питания – товары первой необходимости. А здесь такой контраст – высокотехнологичные смартфоны, без которых легко можно обойтись в жизни. Большинство ребят из нашей группы до стажировки в США тоже обходились без устройств от Apple. Но когда находишься в постоянном окружении Apple-инфраструктуры, трудно устоять от соблазнительного яблока. При прохождении таможни в Домодедово, мы готовились к диалогу с российской таможней: у всех в багаже было по несколько экземпляров свежих «калифорнийских яблок» для себя и друзей. К счастью дискуссий с российскими таможенниками не возникло. У каждого из нас появился высокотехнологичный «сувенир» на память об этой стажировке в США.

Возвращаясь из США в Россию, возникает огромное желание изменить себя в сторону своего профессионального роста, реализовать новый проект. Во время стажировки мы каждый день знакомились с представителями американского ИТ-бизнеса, слушали и оценивали их проекты, истории их неудач или успеха. Здесь нужно отметить, что американцы не боятся пробовать и ошибаться. Многие из тех с кем мне довелось пообщаться, добились успеха, сменив несколько видов деятельности. За время пребывания там ты заряжаешься свободой и энергией этой страны, хочется действовать! Поэтому нужно быть готовым к переменам после посещения США и не бояться осуществлять их в России.


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі