Из тридцати законопроектов , зарегистрированных Кабинетом Министров в Верховной Раде в течение парламентских каникул , восемь , то есть треть , имеют коррупционные риски. Об этом сообщили представители Центра политических студий и аналитики во время пресс конференции.
Как отметил Виктор Чумак , председатель Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией , недавние изменения в антикоррупционное законодательство предусматривают , что его комитет будет проводить антикоррупционную экспертизу законопроектов , представленных на рассмотрение парламента. Для осуществления этой работы Комитет создал Общественный экспертный совет , среди полномочий которой - проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов законодательных актов. Первым результатом привлечения общественности является общественная экспертиза правительственных законопроектов , которые имеют наибольшие шансы попасть на рассмотрение сессионного зала.
Треть правительственных законопроектов , по словам Виктора Тарана сопредседателя Общественного экспертного совета и директора ЦПСА , имеют коррупционные риски . Наблюдаются три тенденции в создании коррупционных схем :
• процедуры получения услуг органов власти усложняются. Это создает благоприятную среду для коррупции .
• в законодательстве оставляют правовые пробелы или противоречия , которые на практике граждане или предприниматели будут « согласовывать » с помощью взяток.
• чиновникам предоставляют широкие и нечеткие полномочия , что может привести к злоупотреблениям.
Правительственные законопроекты, анализировались , содержат яркие примеры таких схем . Законопроект № 2303 предоставляет Фонду государственного имущества Украины широкие и не определены полномочия по допуску на рынок оценки имущества специалистов по оценке ( оценщиков) . Возникает серьезный риск того , что разрешение получат только «избранные » , которые установят фактическую монополию . Как прогнозируют независимые эксперты , это может привести к росту цен на квартиры и недвижимость для сотен тысяч граждан и предпринимателей.
Законопроект № 3102 предоставляет государственным инспекторам право приостанавливать производство продуктов питания. Однако основания и срок , на который может приостанавливаться производство , не указываются . Итак , местные чиновники получат « законное» право требовать взятки для разблокирования работы компаний. Это очень напоминает скандал вокруг компании «Дельта Вилмар СНГ» , когда лейтенант налоговой милиции заблокировали реализацию многомиллионного проекта всемирно известного инвестора.
Законопроект № 3095 предусматривает разрыв между минимальным и максимальным размером штрафов, налагать чиновники Нацкомиссии государственного регулирования в сфере энергетики , в сто раз ( от 1700 до 170 тыс. грн . ) . Однако законопроект не определяет критерии по выбору размера в конкретных ситуациях .
Как отметил Андрей Марусов , главный эксперт по антикоррупционной экспертизы ЦПСА , общественная антикоррупционная экспертиза базируется на методологии , разработанной экспертами на международных стандартах и наработанной рядом общественных организаций при поддержке Программы развития ООН в Украине . Она направлена на выявление таких коррупционных факторов в законопроектах как дискреционные полномочия органов власти , чрезмерные обременения для граждан и бизнеса , пробелы или коллизии в правовом регулировании , сочетание регуляторных и контролирующих функций в одном органе власти и т.д.
Вконце эксперты Центра Политических Исследований и Аналитики отметили , что антикоррупционная экспертиза законопроектов будет продолжаться в течение всей работы парламента.
Пилотирование и проведения общественной антикоррупционной экспертизы для Комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией проводится при поддержке проекта « Демократизация, права человека и развитие гражданского общества в Украине » ПРООН , финансируемой Министерством иностранных дел Дании в течение 2013-2016 гг Мысли, выводы или рекомендации, изложены в аналитических материалах , принадлежат авторам и составителям и не обязательно отражают взгляды Программы развития Организации Объединенных Наций или других агентств ООН.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна":
Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua