УКБС предлагает доработать изменения в закон о финмониторинге

УКБС предлагает доработать изменения в закон о финмониторинге
Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» отмечает необходимость доработки проекта новой редакции Закона о финансовом мониторинге, для обеспечения четкого законодательного регулирования в сфере противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем, а также уменьшение коррупционных рисков и страхования субъектов первичного финмониторинга от необоснованных штрафов .

Предложения по совершенствованию законодательных новаций в сфере финмониторинга УКБС предоставил в Госфинмониторинг Украины, ранее представил общественности проект новой редакции Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Прежде всего, УКБС предлагает усовершенствовать терминологию проекта Закона, для обеспечения четкого понимания и однозначного толкования его норм субъектами первичного и государственного финмониторинга.
Например, проектом вводится обязанность субъекта первичного финмониторинга осуществлять углубленную проверку идентификационных данных клиента в случае возникновения сомнений в достоверности или полноте предоставленной информации о клиенте. При этом, отсутствует определение понятия «углубленной» проверки и объем мероприятий, которые субъект должен осуществить при этом. Кроме того, требуют уточнения такие понятия, как «намек в осуществлении мероприятий по финансовому мониторингу», «электронный перевод средств» и т.д.. А определение терминов «связанные лица», «общественно опасное деяние», употребляемые в проекте, требуют согласования с нормами действующего законодательства, в частности Уголовного кодекса, законов о банках и о финансовых услугах.
Эксперты УКБС отмечают, что наличие в проекте Закона норм, допускающих неоднозначное понимание их содержания, не только усложнит практическое выполнение законодательных требований в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, но и может привести к нарушению прав субъектов первичного финмониторинга результате применения к ним санкций. Так, на сегодня за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований закона о финмониторинге предусмотрено (кроме уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности) применение штрафных санкций в размере от 500 до 2000 необлагаемых минимумов доходов граждан (8500 - 34000 грн. Соответственно).

Также, для обеспечения эффективности применения субъектами первичного финмониторинга требований законодательства по вопросам противодействия отмыванию «грязных» средств, УКБС предлагает усовершенствовать процедуру идентификации клиентов, проверки их идентификационных данных и изучения деятельности в случаях, установленных законом.

В частности, проектом предусмотрено, что субъект первичного финмониторинга, то есть банк, обязан, кроме идентификации своих клиентов, которые проводят финансовые операции, осуществлять еще и проверку их идентификационных данных. Необходимые для этого дополнительные данные могут быть получены от клиента, также из других надежных источников.

УКБС отмечает, что новые требования проекта по проверке идентификационных данных клиентов, не только возлагают на банки несвойственные функции, но и не имеют четкого механизма их реализации. Ведь общедоступная для всех субъектов первичного финмониторинга база данных, которая позволяла бы оперативно проводить такую ​​проверку, в государстве отсутствует. Любое уточнение информации относительно того или иного клиента на текущий момент может осуществляться только путем направления письменного запроса в соответствующие государственные органы. То же время, учитывая определенные законодательством Украины сроки предоставления ответа на подобные запросы, ограничивают возможности оперативного обслуживания клиентов.

Это же касается и проверки субъектом первичного финмониторинга принадлежности клиента к публичным деятелям. Законопроект расширяет содержание понятия «публичные деятели», в которых, кроме лиц, выполняющих или выполнявших определенные публичные функции в иностранных государствах, отнесены должностных лиц международных организаций, политических партий и украинских чиновников. При этом, указание на источники данных, которые считаются надежными и могут быть использованы субъектами первичного финмониторинга, отсутствует.
Также в проекте увеличено количество признаков, при наличии которых финансовые операции подлежат обязательному финансовому мониторингу. К таким признакам, в частности, отнесены операции клиентов по внесению, получение средств наличными, финансовые операции с векселями, зачисление на счет или списания со счета средств в виде предоставления / возврат займа, финансовой помощи, уступка прав требований; перечисление или получением средств неприбыльной организацией; зачисление или списание средств с карточного счета юридического или физического лица / физического лица-предпринимателя и др.

Специалисты УКБС отмечают, что эти нормы являются дискуссионными, поскольку такие операции (без проведения ответственным работником их анализа и изучения участников) с учетом только суммы операции и указанных признаков, не могут свидетельствовать об отмывании средств. Кроме того, применение нормы приведет к увеличению количества операций, информацию о которых необходимо будет предоставлять в Госфинмониторинг. Большинство рабочего времени сотрудников служб финансового мониторинга банков будет идти на анализ и кодирования таких операций. Это уменьшит время на управление рисками относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, которое необходимо осуществлять с учетом результатов идентификации и изучения финансовой деятельности клиента, услуг клиенту, анализа операций, проведенных им и их соответствия финансовому состояния и содержания деятельности клиента.

Эффективное применение новых критериев, по мнению специалистов УКБС, возможно в рамках проведения внутреннего финансового мониторинга, основанный на оценке рисков легализации преступных доходов и представлении специально уполномоченному органу информации об операциях с высоким уровнем риска. Также целесообразно упростить порядок электронного взаимодействия субъектов первичного финмониторинга и Государственной службы финмониторинга.

«Предложения УКБС направлены на обеспечение четкости и однозначности правового механизма противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем, и предотвращению необоснованного применения штрафных санкций к субъектам первичного финмониторинга, - отмечает Генеральный директор Ассоциации« Украинский Кредитно-Банковский Союз "Галина Олифер. - А также устранение дополнительных коррупционных рисков в соответствии с определенными Президентом Украины приоритетов Национальной антикоррупционной стратегии».


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua

Останні новини компаній по темі